Главная Ш.Уалиханов О библиотеке Подразделения Фонды Кто есть кто Поэзия English |
Новости образования11.11.2004 - Как нам спасти российскую науку В последнее время много говорят о кризисной ситуации, сложившейся в российской науке и образовании. И особенно – в фундаментальных областях знаний.
По мнению многих экспертов, один из путей выхода из кризиса лежит в интеграции науки и образования. Своей точкой зрения на проблему с "Газетой.Ru" поделился Борис Салтыков, возглавлявший с 1991 по 1996 год российские образование, науку и технику. - Борис Георгиевич, можно ли говорить о кризисе российской фундаментальной науки, и в чем его причины? Основная причина кризиса именно в том, что нынешняя система организации и финансирования российской науки целиком перешла из административно-командной экономики. А политическая, экономическая и социальная среда вокруг науки изменилась радикально - у нас другой общественный строй, другое место и роль страны в мире, другие ресурсные возможности. Это во времена холодной войны большая экономика большой страны – СССР – могла давать той науке любые необходимые, по мнению власти, ресурсы. Сегодня относительно скромная экономика России (мы где-то в 3-ем десятке стран мира по уровню ВВП на душу населения) не может обеспечить ресурсами на должном уровне всю доставшуюся нам "в наследство" научную систему СССР. Значит, необходимы глубокие структурные реформы. - В чём их суть? В сокращении числа институтов? В этой связи можно увеличивать финансирование, можно сокращать количество институтов или их укрупнять, - это ничего не даст. Если Академия наук будет по-прежнему размазывать свой бюджет равномерно по всем институтам, эффект будет ничтожно малым. Да, придётся, вероятно, сократить и номинальную численность научных работников. Потому что сегодня к ним причисляют любого человека с дипломом, который работает в здании, на котором висит вывеска "Научно-исследовательский институт". Но все прекрасно знают, что сегодня очень-очень часто и "этот человек" и это здание к настоящей науке отношения не имеют. - Но ведь есть статистика, создаётся реестр научных организаций? - Что Вы имеете ввиду? Кто чего стоит на самом деле? - Но ведь проблема с научными кадрами возникает из-за низких зарплат? - Где же выход из тупика? Если говорить о нашем случае, то одним из важнейших рычагов повышения результативности (и эффективности) исследований может быть соединение фундаментальной науки и фундаментального образования. Конечно, я не имею в виду механическое объединение нескольких сот российских вузов и научных институтов. Это бы было полным абсурдом. - Какие же варианты интеграции науки и образования существуют? Исследовательские университеты (классические существуют в США) – это не только место учебы. Именно там проводятся основные фундаментальные исследования, а также готовятся научные кадры. Поэтому, в американских исследовательских университетах более половины учащихся – так называемые post graduates, т.е. те, кто уже имеют дипломы о высшем образовании. У нас в свое время тоже пытались идти по этому пути. Еще в советское время была создана великолепная система Физтеха, где студенты-старшекурсники и аспиранты учились (и даже начинали работать) в академических институтах. Но все это стало давать сбои, когда начался кризис в академическом секторе. Сегодня идти на оклад в 2-3 тыс. руб. никто не хочет, но иногда предпочитают пойти в аспирантуру, чтобы, как они говорят, "откосить от армии". - То есть систему исследовательских университетов у нас надо создавать с нуля? - Какие еще возможности существуют? Еще одним вариантом частичной, а не полной интеграции науки и образования может быть финансирование крупных совместных научных проектов "ВУЗ - НИИ". Это началось лет восемь назад в рамках программы "Интеграция". Однако масштабы этого проекта смехотворно малы – доли процента от общего бюджета российской науки. Однако такая форма интеграции полезна не только сама по себе, но и как зародыш возможного полного слияния в будущем этого ВУЗа и НИИ (или какой-то его части). Неплохо работает и еще один, давно апробированный путь интеграции науки и образования - создание в академических (да и в отраслевых) институтах базовых кафедр для подготовки студентов. Но, какой бы путь интеграции мы ни предлагали, вначале надо реализовать несколько пилотных проектов, проанализировать "живой" опыт, и двигаться дальше, выбрав лучший из них. Весь мировой опыт доказывает, что от совмещения фундаментальной науки с образованием польза обоюдная. Не надо забывать, что несколько отличных, так называемых отраслевых исследовательских институтов, и в частности, ЦАГИ, вышли когда-то из Бауманского училища. Конечно, чтобы интегрировать науку с образованием, придется скорректировать наше законодательство, запрещающее сегодня иметь в вузах исследовательские институты, а с другой стороны, платить учёным за чтение лекций из научного бюджета. - Может быть, процесс пойдет быстрее после состоявшегося в Кремле заседания президентского Совета по науке и образованию? По материаллам сайта gazeta.ru Тел.: (3262) 45-29-56, 45-43-87 E-mail: ounbtaraz@narod.ru
|