Главная Ш.Уалиханов О библиотеке Подразделения Фонды Кто есть кто Поэзия English |
Новости образования22.11.2004 - Три болезни нашего образования В одном из своих последних выступлений ректор Московского государственного университета имени Ломоносова Виктор Садовничий заявил, что главными проблемами российского образования являются его "бесплатность, доступность и качество". Сразу представляется этакий Змей Горыныч о трех головах, взращенный в условиях беспорядочного реформирования образования в сочетании с его скудным финансированием. На головах, соответственно, написано: Платность, Недоступность, Халтура. "У нас уже и по закону нет бесплатного образования, – заявил "Газете.Ru" директор Института всеобщей истории Российской академии наук, академик Александр Чубарьян. – Второе образование всегда платное, дополнительное образование – тоже". Да и в вузах, подчеркнул академик, бесплатно принимают только на места, предназначенные для заполнения по бюджетному минимуму. Все, что сверх того, платное. (Речь, естественно, идет о государственных вузах. В частных, понятное дело, платные все места.) В целом, по оценке Минобразования России, частным сектором российского образования охвачено уже более 50% учащихся. Формально министр прав. Однако наблюдаемое в последнее время увеличение бюджета на образование мало что меняет для занятых в этой сфере миллионов учащихся и преподавателей "на практике". И зарплаты преподавателей, и студенческие стипендии остаются низкими. Даже гордость Минобразования – предстоящее с 1 сентября 2005 года 50-процентное увеличение студенческих стипендий – является, по сути дела, фикцией. Несложно подсчитать, что если сейчас студенческая стипендия составляет 400 руб. в месяц, то после ее увеличения в полтора раза она достигнет суммы 600 руб., на что можно будет прожить впроголодь не 4, а целых 6 дней. Понятно, что такие принципы финансирования образования не сильно увеличивают его доступность для средне- и малообеспеченных семей. Голова Недоступность тоже крепко сидит на шее нашего Горыныча. Не стал гарантией большей доступности образования и другой широко разрекламированный эксперимент его модернизации – единый государственный экзамен (ЕГЭ). Как только что был вынужден признать замначальника ГУБЭП МВД России Андрей Леонтенков, с введением ЕГЭ коррупция, связанная со сдачей экзаменов, никуда не делась, "а просто спустилась в среднюю школу". Единственное, что в сложившейся ситуации пытается делать государство (или пытается делать вид, что пытается делать), – это поддерживать хотя бы минимальный уровень качества российского образования. Чтобы, по словам Андрея Фурсенко, учебные заведения "давали знания, а не торговали дипломами". Однако выходит, что осуществить это на практике достаточно сложно. И не только потому, что за 90-е годы выросли тысячи частных вузов и филиалов. По словам проректора Петербургского университета Владимира Траяна, за это же время, стремясь повысить свою привлекательность в глазах "клиентов" – абитуриентов и их родителей – многие институты и даже колледжи "повысили" свой формальный статус до "университета". По подсчетам проректора, таковых в России стало сейчас благодаря нехитрой операции переименования две с лишним тысячи. Картина современного российского образования в целом безрадостна: преподаватели или героически бегают по нескольким вузам и школам (желательно – частным), или с головой уходят в репетиторство (и уж, конечно, редко вспоминают про научные штудии), студенты, часто видя перед собой халтурщиков-преподавателей, тоже расслабляются и учатся по принципу "заплатил – не отчислят". Размер базовых зарплат и стипендий при этом просто циничен. Непосвященные, услышав эти цифры, обычно гомерически хохочут. При таком положении дел халтура (и среди учащихся, и среди преподающих), само собой, процветает. Предлагаемые экспертами рецепты убиения трехглавого Горыныча, изгадившего ниву отечественного образования, незамысловаты и немногочисленны. Их суть неизбежно сводится к привычному "пусть они дадут денег".
"На самом деле проблема совсем не в финансировании, – убежден господин Адамский. – Ничего бесплатного не бывает: всегда кто-то платит, только вопрос – кто и за что". С точки зрения Александра Адамского, главная проблема (для выпускника) сейчас – как продать свое образование и как успешно позиционироваться со своим дипломом на рынке труда. И чем меньше государство будет вмешиваться в сферу образования, считает он, тем лучше. По материаллам Марины Лемуткиной. Тел.: (3262) 45-29-56, 45-43-87 E-mail: ounbtaraz@narod.ru
|