Главная Ш.Уалиханов О библиотеке Подразделения Фонды Кто есть кто Поэзия English |
Новости образования06.12.2004 - И.И. Калина:Приоритетные направления развития системы образования РФ Свой доклад И.И. Калина, директор департамента государственной образовательной политики Министерства образования и науки РФ начал с того, что в данном сообществе, представляя предложения по модернизации общего образования нет смысла вскрывать и доказывать то, что сегодняшние потребности государства, общества, граждан, экономики, стали значительно различаться с теми результатами, которые предоставляет сегодня традиционная система образования. Для докладчика очень важным является внешний взгляд экспертов, но таких, которые понимают ситуацию изнутри, важно отношение «умного сообщества», а не сообщества профессионального. Были предложены следующие дополнительные механизмы реализации тех целей, которые время ставит перед системой образования. Дошкольное образование. В настоящее время всего 55 % детей посещают детские сады и это вина дошкольного образования, т.к. раньше считали, что независимо от времени, родители будут вынуждены водить детей в детский сад. В один из исторических моментов, возникли объединения школа-детский сад, что привело к тому, что школа несколько смягчила работу с детьми начальных классов, с другой стороны, в детских садах появилось больше «взрослости» в отношениях к ребятишкам. Сегодня сложилась ситуация, когда 45 % детей в возрасте от 5 летвообще непосещаютдетский сад. С одной стороны, есть много семей с очень высоким культурным уровнем, дети которых приходят в школу очень подготовленными, с другой стороны, появляются дети, которые вообще не подготовлены. Когда эти дети попадают в один класс, то создается тяжелая ситуация для всех детей. Нельзя говорить об обязательном дошкольном образовании, но возможно создание классов раннего развития, в который ребенок мог бы поступить в возрасте 6 лет, что бы разрыв между детьми мог бы хоть как-то преодолеваться. Опыт нулевых классов,уже был в России, но он был дискредитирован теми, кто хотел просто отрапортоваться. Следующий момент, когда в селе осталась только начальная школа, и надо было возить детей в отдаленные районы. Появились школы, в которых оставляли пятые классы при начальной школе. Этот эксперимент показал, что дети лучше адаптируются к дальнейшему обучению. Необходимо проанализировать существующие разработки для того, что бы предложить дополнительную модель начальной школы. Основная школа. Многие проблемы этой ступени существуют в связи со спецификой возраста. Учиться для родителей ребенок уже перестал, а зачем это лично ему, он еще не знает. Проблема среднего звена, очень актуальна особенно для малокомплектных школ, это связано еще и с отсутствием профессионалов. Прогресс идет не зависимо от нас, и гораздо быстрее, чем мы можем предположить. Для того, что бы попробовать решить проблему отсутствия кадров в сельской школе, возможен вариант апробациив педвузе подготовку интегрированного специалиста, который мог бы вести, например, сразу все предметы естественно-научного цикла. Проблема государственной аттестации в 9 классе. Задача основной школы - обеспечить выпускника, способностью нормально функционировать в обществе. Практически ни где нет, по настоящему качественной аттестации в 9 классе. Старшая школа. Профильность старшей школы, но это не разведение детей по предметам, не ранняя профессионализация. Ее миссия – предоставление старшекласснику возможности попробовать себя в тех областях, тех предметах, которые он выбрал. Но без реструктуризации старшей школу невозможно построение профильности в таком понимании. Переход к профильной школе вступает в противоречие с обязательным ЕГЭ. Сдавать ЕГЭ по тем предметам, которые он не выбирал как минимум странно. Один из вариантов -ЕГЭ по выбору, а кроме того они делаются такими, что ВУЗы начинают доверять этим сертификатам. О новых технологиях. Проблема отсутствия межпредметных связей. Учитель не соотносит свой предметный материал, с тем, что ребенок проходит по другим предметам. И даже учебники по предметам строятся независимо, без учета содержания смежных предметов.Такой подход не экономит времени ученика, а наоборот часто темы дублируют друг друга, а иногда и противоречат. Необходимостьиспользования в школах информационных технологий, обуславливается не столько тем, что они более эффективны, сколько тем, что они более привычны современному ученику. В настоящее время, ребенок с рождения живет в информационном пространстве, а когда он приходит в школу, то ему предлагается другие способы восприятия мира, зачастую менее эффективные. Пятидневная учебная неделя. Нахождение детей в школе в выходной день, отнимает у них возможность пообщаться со своими родителями. В субботу возможно построение специальной работы с теми детьми, родители которых не могут проводить с ними время. Дополнительное образование. Необходимо понять как возможно уменьшение урочной нагрузки, как возможно в основной школе, учитывать достижения детей в дополнительном образовании. Нормативное финансирование. В старых схемах финансирования, уменьшение часовой нагрузки ученика, приводит к потери фонда заработной платы, чего нет при нормативном финансировании, когда деньги поступают на ученика. ФОТ зависит только от количества учащихся в школе. Общество должно иметь право влиять на образовательное учреждение. Управление школой приватизировано директорами. Назначение директора никак и не с кем не обсуждается. Необходима, разработка моделей прозрачного управления школой. Стандарт Стандарт – основа для организации работы, и тех услуг, которые образовательное учреждение предоставляет семье. Но попытка стандартизировать и содержание, и требование к выпускнику это практически не возможно. Достаточно прописать требования к выпускнику на разных этапах, требования к образовательным программам, и условиям их реализации, а внутри них оставить свободу разработчикам. Это позволит выходить на учебно-методические комплекты,системные, не разрывные межклассно и межпредметно. А.И. Адамский, в своем отношении к докладу сказал, что Эврика давно выступает за такое отношение к стандартам, и что будет поддерживать такое предложениеМинистерства. Спорным является момент относительно к требованиям к выпускнику. Важные для «Эврики» моменты. Сеть как образовательная организация. В конце встречи А.Г. Свинаренко заверил Эвриканское сообщество в готовности Министерства к сотрудничеству, но для этого необходимо определиться с тем, чего хочет данное сообщество и за разработку чего готово взяться. А.И. Адамский поставил задачи на работу в группах: проявить себя как экспертное сообщество, отнестись к предложениям, предъявленным в докладе. Сформулировать общие задачи не с позиции ниже стоящего, а на уровне партнера Министерства образования. Марина Философ
Тел.: (3262) 45-29-56, 45-43-87 E-mail: ounbtaraz@narod.ru
|