Главная Ш.Уалиханов О библиотеке Подразделения Фонды Кто есть кто Поэзия English |
Новости образования11.01.2005 - Вузы США теряют иностранных студентов В течение последних 50 лет США без особых усилий со своей стороны оставались признанным мировым лидером по обучению иностранных студентов. Впрочем, в эпоху глобализации у американцев появились серьезные конкуренты. В настоящее время это, в первую очередь, Великобритания, а также страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Тайвань, Гонконг, Австралия и Новая Зеландия. Особо стоит выделить Китай, выдвинувший в свое время в качестве национального приоритета задачу превращения 100 своих университетов в первоклассные исследовательские центры: теперь он стал призывать своих граждан, находящихся на обучении в США, вернуться на родину и применить на практике полученные за рубежом знания. Курс на конкуренцию с США по подготовке студентов-иностранцев взял и Евросоюз. Здесь учащимся из зарубежных стран предлагают европейскую программу обучения, но ведут преподавание на английском языке и по окончании курса вручают дипломы американского образца. "И это только начало", – считает исполнительный директор Службы по проверке знаний иностранных кандидатов на учебу в американских университетах Дэвид Пэйни. – Остальные страны только-только вступили в борьбу за рынок обучения иностранцев, и главные сражения еще впереди". Бороться есть за что: на обучении иностранных студентов система образования США зарабатывает около 13 млрд долларов в год. Таким образом, первые признаки возможной потери Штатами своих ведущих позиций в этой сфере не могли остаться незамеченными:по данным на конец этого года, приток иностранных учащихся в высшую школу США сократился сразу на 28%, и это при том, что, к примеру, в Англии и Германии он начал расти.
Безусловно, американские университеты остаются ведущими образовательными брэндами.
В 2004 году на фоне падения количества студентов, обучающихся в США, число тех, кто приехали учиться в Великобританию, увеличилось на 15%, а в Германию – на 10%.
Кроме того, по словам Стефана Винсена-Лакрэна, Австралия и Новая Зеландия начали проводить политику "наращивания доходов". Это означает, что к высшему образованию здесь стали относиться как к отдельному виду индустрии, в рамках которой необходимо обеспечить учащимся полный набор образовательных услуг. Продвижение по этому пути позволило Австралии и Новой Зеландии занять достойное место на международном рынке образовательных услуг, предлагая качественное образование по низким по сравнению с американскими ценам.Способствуют изменению мирового рынка образовательных услуг и такие страны, как Китай, Индия и Сингапур.Здесь рассматривают обучение своих студентов за рубежом только как способ обеспечить высококвалифицированными национальными кадрами свои собственные университеты. А развиваются они чрезвычайно быстро, подчеркивает Винсен-Ланкрэн. По словам советника по образованию генконсульства Индии в Нью-Йорке Рабиндраната Панда, крупные частные инвестиции в индийское высшее образование за последние годы значительно увеличили для индийских студентов привлекательность образования на родине. А те из них, кто все же уезжает учиться за границу, подыскивают себе университеты не только в США или Великобритании, но обращают все большее внимание на другие страны. В итоге, согласно последним данным, количество индийцев, обучающихся в США, сократилось на 28%.
Еще большие изменения претерпела ситуация с обучением в США китайцев.
В августе 2004 года Мичиганский университет посетила делегация из Сингапура. По словам президента университета Мэри Сью Коулман, едва начав встречу с ней, гости подключили свои компьютеры и буквально засыпали ее вопросами о том, как в университете построен процесс обучения, о главных принципах фандайзинга, об опыте административного управления и о научной работе.Они хотели знать все: и каким образом Мичиганский университет приобрел свою славу, и как им управляют в наши дни.
По материаллам сайта Газета.ру Тел.: (3262) 45-29-56, 45-43-87 E-mail: ounbtaraz@narod.ru
|