Главная Ш.Уалиханов О библиотеке Подразделения Фонды Кто есть кто Поэзия English |
Новости образования30.08.2004 - Бизнес и образование: возможно ли сотрудничество? Ассоциация менеджеров России — национальная некоммерческая общественная организация, которая объединяет более 600 представителей таких известных российских фирм и компаний, как Аэрофлот, Альфа-банк, Норильский никель, Ростелеком, РОСНО, АФК «Система». Недавняя встреча предпринимателей с представителями педагогической общественности была посвящена установлению социального партнерства бизнеса и образования. Людмила ДЕРЕВЯГИНА, декан российско-голландского факультета маркетинга Государственного университета управления: — Совершенно ясно, что проблема трудоустройства и качество образования связаны между собой. Разнообразные образовательные технологии дают возможность подготовить специалиста под потребности конкретной компании. Но мешает отсутствие нужных нормативов и нормативной базы в целом, особенно это касается системы дополнительного образования, которая охватывает тех, кто уже работает в компании. У таких программ один критерий — количественный, они оцениваются в зависимости от количества часов профессиональной переподготовки, как правило, это 500 часов аудиторных занятий. Какие тут могут быть современные образовательные технологии, какие активные методы обучения, если человек должен высидеть в аудитории столько часов, слушая лекции?! Между тем в мире есть оптимальное соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы: один к трем. То есть архинеобходимо изменение нормативно-правовой базы, касающейся организации и проведения программ, особенно в системе дополнительного образования — тот путь, который даст нам возможность более активно использовать все современные методы обучения, доводки специалистов до того уровня, который нужен работодателям. Другая составляющая качества образования — уровень преподавателей. Мы можем замечательным образом учитывать потребности компании, разрабатывать федеральные программы, подбирать современные технологии, но в аудиторию входит преподаватель, и результат работы во многом зависит от этого человека. Когда мы говорим об экспорте наших образовательных программ, преподаватель (это уже стандарт) дожен быть не только теоретиком, но и практиком, хорошо знать то, что происходит в бизнесе, и говорить на английском языке. Много ли таких преподавателей мы можем найти в регионах? Это проблема, которая реально существует. Вопрос о молодых заинтересованных преподавателях нужно решать не только на уровне вузов, — необходима федеральная программа подготовки таких педагогов. Преподаватели должны отвечать тем требованиям программ, которые обеспечат качественную подготовку работников для фирм и компаний. Еще одна проблема — мы предлагаем программы переподготовки, но в рыночные времена за них нужно платить. Много ли в регионах фирм и компаний, которые могут платить? Для большинства даже минимальная плата в 450-500 долларов за обучение специалиста в течение девяти месяцев оказывается слишком большой. Но если мы хотим, чтобы в регионах были не просто хорошие, а лучшие программы, должна быть рассмотрена программа образовательного кредитования, причем, не только для Москвы, но главным образом для регионов. Эту проблему может решить деловое софинансирование. Есть много проблем с установлением контакта между деловым сообществом и образовательными структурами. Мы говорим, что деловое сообщество вырабатывает требования к специалистам, но кто эти требования услышит? Такое впечатление, что сегодня менеджеры программ и менеджеры, представляющие компании, — два не связанных между собой сообщества, которые разговаривают на разных языках. Нам надо разрабатывать механизмы, которые позволят им плодотворнее взаимодействовать между собой.
Основным стимулом формирования партнерских отношений была и остается взаимная заинтересованность в повышении качества подготовки специалистов. Именно желание получить специалистов высокого качества должно заставлять предприятия и организации — потребителей выпускников — инвестировать средства и выделять ресурсы для высшего профессионального образования. Вкладывая ресурсы в развитие профильных вузовских специальностей, стратегические партнеры имеют право и должны участвовать в оценке выпускников, учебных программ и планов, выработке рекомендаций по развитию новых форм профессиональной подготовки специалистов, оценке качества научных исследований в вузе, компетенции преподавателей. Главное звено стратегических планов крупных промышленных регионов — стратегия развития ведущих предприятий, что создает своего рода корпоративный климат и понимание на всех уровнях региональной политики. Региональный университет, как одна из составляющих социальной инфраструктуры, непосредственно участвует в формировании этого климата. Тысячи студентов, преподавателей и сотрудников университета, выпускников, абитуриентов, родителей студентов создают серьезный социальный пласт. Поэтому университет несет определенную ответственность за уровень образованности региона, его интеллектуальный потенциал, социальный настрой и наличие местных научных школ.
Человеку в вузе дают не знания, а сведения, которые он должен запомнить. А мы хотим, чтобы у человека появлялись еще и умения. Система образования пытается во всех вопросах, начиная со стандартов, с того же ЕГЭ, который вызывает столько споров, изменить подход. Но тут очень большие проблемы. Увеличение учебной нагрузки вовсе не ведет к тем результатам, которых ждет в том числе и бизнес-сообщество. Вопрос в том, как надо давать знания. Мы должны мыслить не проблемами, а все же возможностями. На мой взгляд, у нас — и у системы образования, и у бизнес-сообщества, и у страны — сейчас есть уникальная возможность изменить отношения образования и бизнеса. Мы готовы активно работать, но надо определить механизм такого взаимодействия. Тогда можно будет четко формулировать цели, задачи и под них писать планы, создавать рабочие группы и так далее. На мой взгляд, пора переходить к серьезным практическим шагам.
Тел.: (3262) 45-29-56, 45-43-87 E-mail: ounbtaraz@narod.ru
|