Главная Ш.Уалиханов О библиотеке Подразделения Фонды Кто есть кто Поэзия English |
Новости образования10.12.2004 - Чего ждать от реформы образования На сегодняшнем заседании правительства министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко рассказал о приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ. Исполнительная власть предложения главы Минобрнауки одобрила. Что будет дальше – покажет время.
Основные задачи, которые поставили перед собой реформаторы системы образования, – обеспечение его доступности, повышение качества профессионального образования, а также ресурсная обеспеченность всей образовательной системы. Именно об этом заявил министр Фурсенко, выступая сегодня с докладом "Приоритетные направления развития образовательной системы РФ", и именно эти приоритеты поддержало правительство во главе с Михаилом Фрадковым. ("Газета.Ru" уже предложила своим читателям подробный анализ основных положений программы Минобразования. – ред.).
Чего ждать от российского образования после принятия программы его развития? На этот вопрос попытались ответить ученые, руководители образовательных учреждений и представители бизнеса.
Технические подробности образовательных кредитов – на сколько лет, под какие проценты – не так уж важны. Главное – надежность кредитных институтов, развитость инфраструктуры и наличие "длинных" денег у населения. И еще одно очень важное соображение: высшее образование должно быть выгодно для его получателей. У нас до 1990 года оно было не выгодно, в списке факторов, определяющих доходы человека, занимало пятое место. Сейчас – устойчивое второе. Это можно считать большой победой. Начнется, очевидно, с кредитов на краткосрочные курсы, на дополнительное профессиональное образование. Уже сегодня корпорации оплачивают такое обучение своих работников. Это, конечно, дополнительное, а не высшее образование, но все же это явления одного порядка. Борис Титов, председатель "Деловой России": Владислав Кучма, директор НИИ гигиены детей и подростков: Бытует мнение, что медики категорически против раннего начала образования. Это не так. Главное – чтобы нагрузки соответствовали возможностям детей. Педагог должен быть готов к работе с детьми этого возраста. В середине 80-х мы уже проводили такой эксперимент. Замечу, что он был успешен там, где были учтены все санитарно-гигиенические требования и возможности детей. По этой причине и сейчас вводить предшкольное образование надо с медиками, под контролем, учитывая то, как это влияет на здоровье ребенка. Анатолий Пинский, директор школы № 1050: Эдуард Никитин, ректор Академии повышения квалификации работников образования: Новые задачи лишены былого пафоса, зато прагматичны. Но пока понятно далеко не все. Очень нужна предшкола – для выравнивания стартового уровня детей. Но где должен быть этот предкласс – в школе, в детском саду? Это разные источники финансирования, разные кадры. Очень важно, что новые поправки четко разводят уровень ответственности за разные уровни образования, возлагая часть из них на регионально-муниципальные власти. Но хочу заметить, что нельзя разрывать образовательное пространство. Революционной можно назвать попытку внутриотраслевого повышения уровня зарплаты педагогов. Фонд зарплаты делится на части: обязательный для всех федеральный базовый компонент – 70--75% от общего учебного времени – и оставшиеся 25--30% определяются местными органами власти. Таким образом, предполагается повысить зарплату педагогов: прежняя оплата остается за федеральным бюджетом и теперь будет распространяться на эти федеральные 75%. Если сейчас ставка – 18 часов, то при новых условиях произойдет общее снижение нагрузки до 14 часов. А те, у кого 18 часов, будут зарабатывать больше. Откуда будут оплачиваться оставшиеся "местные" 25--30%? Хорошо бы из местного бюджета. Но, если денег нет, что вполне вероятно, это могут взять на себя и родители. По желанию. Главное – это то, что федерального стандарта должно быть достаточно для поступления в вуз, а оставшиеся 25--30% – это своего рода дополнительное образование.
Тел.: (3262) 45-29-56, 45-43-87 E-mail: ounbtaraz@narod.ru
|